22.05.18 - 3 распространенные ошибки бизнеса в налоговых спорах

В последние годы налоговые органы все чаще стали выигрывать судебные споры, и причин тут несколько. 

Давайте разберемся, в чем причина, и Вы узнаете, как сохранить свои деньги.

Выбор контрагента без должной осмотрительности

3 распространенные ошибки бизнеса в налоговых спорах

Это первая и самая серьезная ошибка. Реальное существование компании и наличие у нее необходимых ресурсов для оказания услуг или выполнения работ – это то, что обязательно нужно знать о своем деловом партнере. Данное правило касается не только налоговых проверок, но и в целом влияет на финансовую безопасность бизнеса.

Минимально, что нужно знать о своем контрагенте:

  • Сведения, содержащиеся в государственных реестрах (ЕГРЮЛ, наличие или отсутствие налоговой задолженности, регистрация по «массовому» адресу и другое);
  • Документально подтвержденные полномочия руководителя и копия документа, подтверждающего его личность;
  • Данные о фактическом месте нахождения офисных, складских, производственных или торговых помещениях;
  • Данные о наличии сотрудников, способных выполнить работы или оказать услуги;
  • Данные о наличии лицензий, разрешений (если сделка заключается в лицензируемой деятельности).

Важно, что вся информация, собираемая о контрагенте, должна быть документально зафиксирована и получена  до заключения договора. 

Для налоговой важно, что вы проявили должную осмотрительность перед заключением сделки, а не во время налоговой проверки. Обычно все документы предоставляемые контрагентом заверяются печатью и подписью руководителя с датой их заверения – это и будет доказательством проявления должной осмотрительности перед заключением сделки. 

Сейчас активно идет борьба государства с фирмами «однодневками», через которые в тень выводятся деньги без уплаты налогов. И поэтому самые распространенные налоговые споры на сегодняшний день – это получение необоснованной налоговой выгоды при работе с такими компаниями.  

Работая с такими партнерами, бизнес рискует оказаться в поле зрения налоговых инспекторов и получить значительные дополнительное начисление налогов, штрафов и пеней, которые могут полностью парализовать бизнес и даже обанкротить его. 

Ранее получение налоговой выгоды признавалось необоснованным в трех случаях.

  1. У бизнеса отсутствовала деловая цель операций (они были направлены только на уменьшение налогов). 
  2. Операций с контрагентами не было в действительности. 
  3. Контрагенты не уплатили НДС в бюджет, о чем налогоплательщик должен был знать (если необходимая осмотрительность при выборе бизнес-партнера отсутствовала).

В 2017 году введена в действие статья 54.1 Налогового Кодекса РФ, которая исключила из вышеперечисленных положений упоминание о должной осмотрительности. 

Теперь отсутствие последней учитывается только вместе с нереальностью операций. Но должная осмотрительность проверяется в ходе налоговых проверок. Ее доказывание — важнейший элемент в спорах с налоговой инспекцией.

Сокрытие документов при налоговой проверке

3 распространенные ошибки бизнеса в налоговых спорах

Часто мы слышим от Клиентов – «давайте не будем представлять налоговому органу важные документы (договоры, счета-фактуры, транспортные накладные, акты, платежные поручения и подобное)».

Это является еще одной ошибкой и последствий тут как минимум три:

Первое – налоговый орган имеет право прийти лично для осуществления выемки документов. Это очень не приятный и психологически не простой момент. 

Второе – налоговый орган может оштрафовать на 200 рублей за каждый не предоставленный документ. Эти суммы могут быть значительными и неприятными 2, 5 и даже 10 миллионов рублей.

Третье – при обжаловании решения налогового органа в судебном порядке, суд может отказать принять документы, которые в ходе налоговой проверки запрашивались, но не были представлены налогоплательщиком. Если же конечно эти документы не были предоставлены по объективным причинам, например пожар или кража, но это нужно подтвердить соответствующими доказательствами.

Компаниям следует предоставлять затребованные инспекцией документы. Если по объективным причинам это невозможно, то материалы нужно приложить к возражениям на акт налоговой проверки или к жалобе в управление налоговой инспекции. В противном случае велика вероятность того, что суд их не примет.

Опоздание оспаривания налогового решения в суде

3 распространенные ошибки бизнеса в налоговых спорах

Еще одна критическая ошибка – пропуск срока для оспаривания решения налогового органа.

Согласно действующему порядку обжалования решения налогового органа, сначала нужно обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган (чаще всего это управление ФНС). 

Жалоба должна быть рассмотрена в течение одного месяца или двух, в случае продления рассмотрения жалобы. Но со дня подачи жалобы и до принятия по ней решения, не должно пройти более двух месяцев. 

После этого времени считается, что досудебный порядок обжаловании выполнен и с этого момента начинает течь трех месячный срок для обращения в суд.

Но так бывает, что вышестоящий орган затягивает с рассмотрением жалобы, а налогоплательщик не спешит обращаться в суд, и может пройти трех месячный срок для обращения в суд. Тогда шансы добиться законного и справедливого решения исчезают.

Описанные выше ошибки совершаются до судебного разбирательства, и напрямую влияют на его результат. 

Поэтому очень важно обезопасить свой бизнес на первых этапах пи выборе контрагента и при проведении налоговой проверки.

Подведем итоги

Три самых распространенных ошибки бизнеса в налоговых спорах:

  1. Отсутствие должной осмотрительности при выборе контрагента;
  2. Непредставление документов при проведении налоговой проверки;
  3. Пропуск срока обжалования налогового решения.
Работает на: Amiro CMS